1992 ЦСКА - Рейнджерс 0:1

Репортаж

Видео

Отчет №1

Вслепую в футбол на таком уровне играть не принято. И давно уже не было такого, чтобы тренер, готовя свою команду к важной игре, не проявил никакого интереса к сопернику. Это только журналистов они убеждают в том, что будут играть в свою игру и пусть противник подстраивается под них, а не они под него. А тем временем прокручивают в голове тактические варианты на предстоящую игру.

Трудно сказать, кто Геннадий Костылев или тренер «Рейнджерс» Уолтер Смит – провел больше времени за планом футбольного поля, но и тот и другой несколько сюрпризов преподнесли. У шотландцев, например, вообще отсутствовал правый защитник, и весь фланг был поручен хавбеку Тревору Стивену. А Стюарт Макколл, частенько играющий на правом краю обороны, был переведен в центр поля, где помогал Иану Даррэнту и Иану Фергюсону. Видимо, знал Смит о том, что наибольшая опасность исходит от армейцев, когда те в мгновение ока разыгрывают мяч в центре. И перенасытив полузащиту, Смит в какой-то степени поставил в тупик Костылева. ЦСКА, в свою очередь, зная о том, что «Рейнджерс» выходит на поле с двумя форвардами, а не с одним, как «Брюгге» (Амокаши), вновь играл с тремя центральными защитниками. Вот, правда, в атаке армейцам удивить Смита так ничем и не удалось.

Зато на первой же минуте им удалось привести шотландцев в панику. Длинная передача низом с правого фланга оставила Сергеева одного перед вратарем. Тот пробил с ходу, но угодил в вышедшего Горама, а пришедшие ему на помощь Файзулин и Корсаков, увы, не сумели добить мяч. Момент этот не столько разочаровал нас, сколько придал оптимизма. Если уж на первой минуте мяч едва не попал в чужие ворота, то уж за оставшиеся 89 наверняка попадет, и, возможно, не один раз.

Тем временем все четче просматривался рисунок игры шотландцев. Длинные, очень нацеленные передачи направлялись в сторону Марка Хейтли. Он, судя по всему, должен был отрываться от Фокина и бросать в прорыв Маккойста или сбрасывать ему верховые мячи. Так распределены были роли между форвардами «Рейнджерс».

Довольно курьезный эпизод, происшедший на 13-й минуте, привел к единственному голу в матче. Стюарт Макколл с левого края подал мяч в штрафную, к нему устремились Гутеев и Хейтли. Англичанин борьбу выиграл и, опередив Фокина, успел отбросить мяч назад. Фергюсон тут же пробил, и мяч, задев ногу Фокина, перелетел через неуспевшего возвратиться в рамку Гутеева.

В следующие пять минут шотландцы продолжали беспрепятственно хозяйничать на чужой половине. А затем с 18-й по 22-ю минуты уже армейцы создали три близких к голевым момента. Вначале после удара Бушманова мяч задел Сергеева и влетел в сетку, но боковой судья дал отмашку. Затем Корсаков, обыграв Макферсона, с линии штрафной пробил на редкость неточно. А в конце этой пятиминутки Бушманов хорошо откликнулся на фланговую передачу Гущина, но по воротам не попал. На 28-й минуте Михайличенко создал момент для Маккойста, однако выручил Гутеев. А на 37-й после удара того же Маккойста ворота ЦСКА выручила штанга.

Не было на этот раз тех реактивных армейских комбинаций, что оставляют обычно соперников в роли зрителей. А в спокойной, размеренной игре для шотландцев загадок не существует.

Второй тайм начался с неожиданного удара Маккойста, с которым справился Гутеев. Но до более очевидных голевых моментов дело не дошло. Шотландцы неожиданно, усилиями Колотовкина и Гущина, утратили свое главное оружие – фланговые навесы, и если уж отправляли мяч в штрафную, то делали это наиболее безопасным для армейцев способом – из центра. На 67-й минуте Костылев заменил Гущина на Иванова, и тот, естественно, занял место справа. Иванов, безусловно, внес свежую струю в атаки ЦСКА. Но, возможно, еще больше пользы принес бы он на своем левом фланге, где у шотландцев как раз было слабое место. Справа же действовал вездесущий Робертсон.

В середине тайма «Рейнджерс» сбросил обороты, и, пока не набирал обороты, игра шла на равных. Но стоило шотландцам чуть прибавить, как в выгодных позициях вновь оказались Даррэнт, Фергюсон и Робертсон.

А на последних минутах армейцы пошли на ворота Горама. Правда, с настоящим штурмом это не имело ничего общего. Но в самом конце игры трибуны замерли еще раз, ибо впервые за весь матч была найдена брешь в однолинейной шотландской защите. Однако Сергеев не сумел убежать от Брауна, и тот, выбив мяч на угловой, похоронил последние надежды ЦСКА. До весны.

Отчет №2

Что нам было известно об «операции»? Да ничего практически, кроме места и времени встречи. Все туже меж тем стягивалось кольцо задействованных подразделений. Ранним утром в районе Магдебурга завершили дислокацию живой силы сухопутные войска: каравану из 21 автобуса предстоял переход в 13(!) долгих часов. Сложной была задача и у воздушно-десантных войск, в число которых, кстати, попала и наша группа, состоявшая из ветеранов ЦСКА и журналистов. В резерве находились отменно сыгранный военный оркестр, а также работники российских посольств и торгпредства. Направление главного удара – на Бохум – корректировал сам главком…

Постойте, не волнуйтесь. Это никакой не путч и не установление военной диктатуры. Все это вызвал к жизни… футбол. И хорошо все-таки, что окончательный вывод наших войска из Германии назначен на 1994 год. Свершись уже сие событие, так и остались бы футболисты ЦСКА в Бохуме лишь номинальными хозяевами. Ведь еще за неделю до игры стало известно, что чуть ли не десять тысяч шотландцев горят желанием поддержать своих. Слово «домашний» применительно к матчу грозило обернуться для армейцев фикцией. Вот тут-то и скомандовал главком Бурлаков: «Поехали!».

Поддержка нашей группы войск в Германии подоспела вовремя. И оказалась как нельзя кстати. Полтысячи всего, почитай горстка в сравнении с полчищем шотландцев, но именно наши безраздельно господствовали на «Рур-штадионе», уверенно переиграв своих визави по децибелам производимого штурма.

И тем более досадно, что в отличие от группы поддержки не удался победный результат нашим футболистам. По сравнению с игрой в Бельгии на этот раз они были во сто крат ближе к успеху. Увы…

- Вновь, к сожалению, оправдались самые худшие опасения, - скажет сразу после матча главный тренер ЦСКА Геннадий Костылев. – Как ни пытались, так и не сумели восстановиться. Усталость, хоть и в конце встречи, но все же навалилась. Не по плечу еще мальчишкам, а их сейчас полкоманды, такие нагрузки, да еще по сути за рамками сезона.

Надо сказать, что игра во многом подтвердила слова известного футбольного специалиста Сергея Шапошникова, произнесенные им за несколько часов до того, как команды вышли на поле. Дорога на стадион дальняя – коротали ее за разговором.

- «Глазго Рейнджерс» - чисто английский футбол, - вслух размышлял Шапошников. – Без затей. Тактика несколько примитивная. Но рациональная. Середину поля переходят быстро. Преимущество в атлетической подготовке – также за ними. Наверняка они будут стараться подавить своей мощью, возможно, даже прессинговать. Главное тут – не дрогнуть.

- Неужели у ЦСКА против них и козырей никаких нет?

- Напротив – полно. Важно использовать их по назначению, умело. Прежде всего тактически грамотно выстроить игру. Заставить соперников больше без мяча бегать.

Не успела еще секундная стрелка проскакать первый круг, как армейцам представился реальнейший шанс отличиться. Поочередно сразу нескольким игрокам так и не удалось замкнуть фланговый прострел, хотя, казалось, что не сделать это куда сложнее, чем протолкнуть мяч в сетку. Забей ЦСКА, и кто знает, по какому сценарию прошел бы весь поединок.

В какой-то момент армейцы занервничали. То ли волнение оказалось причиной, то ли не совсем поначалу уверенная игра Гутеева, весьма продолжительное время пребывавшего в этом сезоне в вынужденном простое, но так или иначе, а опытные шотландцы почуяли нелады в оборонительных порядках ЦСКА и поднажали. В одном из эпизодов Фокин уже выправил было собственную же ошибку, но удар Фергюсона срикошетировал в защитника и угодил в сетку наших ворот. Гутеев окаменел в какой-то полупозиции – в доли секунды вернуться в рамку было из области невероятного.

ЦСКА стремглав бросился отыгрываться. Порой даже опрометчиво. Что поделаешь – счет гнал вперед. Пара-тройка ударов ушла в «молоко». На пути других возникал частокол ног шотландских защитников. Отрезок времени – явно за хозяевами, а счет – прежний.

После перерыва все отчетливее стал просматриваться разрыв в наших построениях. Между полузащитниками и нападающими ширился вакуум.

- Мы потеряли важный плацдарм для наступлений – среднюю зону, - скажет потом не без досады в голосе Сергей Шапошников. – Сыграть на опережение не удалось. Мяч чаще всего принимали стоя. Форварды то и дело вываливались из игры. Не только их вина – полузащитники про них совсем забыли. Они же бегунки. Им нужно было только мячики за спину хорошо забрасывать. Точно и главное – своевременно. Убежали бы, как пить дать. Смог же Сергеев, правда, на последней минуте.

Что и говорить, прямо-таки издевательские гримасы состроила армейцам фортуна: это ж надо, два стопроцентных голевых эпизода выстроить аккурат на первой и последней минутах. Как по заказу.

В бундеслиге нынче денно и нощно обсуждают заочный спор двух суперзвезд – Шапюизы и Кирьякова. Кто из них будет посильнее и весомее будет? В последнем обозрении здешних игр на телевидении – о том же. А Кирьяков тем временем (к слову, вместе с Лютым, сыгравшим на днях свой первый матч за местный клуб «Бохум») стоял тихонечко в сторонке, специально приехал с ребятами свидеться.

- Вроде и по игре все, - развел руки в стороны нынешний премьер бундеслиги, - а на языке так и вертится – «не фарт». Тут еще и гол этот, хиленький какой-то. Недоразумение, а не гол.

- А вообще-то все – на пользу, подвел окончательную черту Сергей Шапошников. – Пусть мужают ребятки, опыта и мастерства в таких играх набирают.

Понуро и молчаливо рассаживалась по автобусам наша команда поддержки из Западной группы войск.

- Ничего, - прервал, наконец, кто-то тягостное молчание, - главком обещает на следующий матч целую тысячу снарядить. Вот тогда и посмотрим…

Отчет №3

Просмотрев весь видеоматериал о своем сопернике, а на этот раз удалось достать кассеты с записью трех матчей чемпионата Шотландии с участием «Глазго Рейнджерс», тренеры ЦСКА долго еще ломали головы, составляя план игры. В итоге пришли к выводу, что два подвижных нападающих соперников Маккойст и Хэйтли нуждаются в неусыпной опеке. Они и получили своих опекунов в лице Малюкова и Фокина. Забегая вперед, скажу, что и тот, и другой со своими задачами справились, хотя это и стоило им немалых усилий. Неплохо сыграл в обороне и Быстров. В составе команды на игру вышли еще и два крайних защитника – Гущин и Колотовкин. Как видите, наличие на поле пятерых игроков обороны, казалось бы, позволяло армейцам обезопасить свои тылы. Надо, однако, учесть, что Колотовкину и по ситуации Гущину вменялось в обязанность активно помогать своим нападающим, выдвигаться вперед по своим флангам в позиции крайних полузащитников. Действуя так, они не всегда, увы, успевали возвращаться назад.

Колотовкин вообще в этот вечер был не в ударе. Он непростительно часто ошибался в передачах, нередко терял мяч, что оборачивалось стремительными контратаками шотландцев.

Состязания в лиге чемпионов постоянно нам напоминают, что этот турнир особого рода, в котором молодым игрокам, учитывая высокую материальную, да и моральную мотивацию, проявить себя крайне трудно.

Свой второй матч, как и первый, ЦСКА проиграл со счетом 0:1. Но как все же разнятся эти две встречи и по содержанию игры армейцев, и по их самоотдаче на поле. В матче с «Брюгге», будем объективны, ЦСКА имел минимальные шансы на ничью, если вообще их имел. Во встрече с «Рейнджерсом» никого не удивила бы победа армейцев, а уж ничьей-то они, во всяком случае, заслуживали. Будь игроки поопытнее, они несомненно добились бы положительного результата. Во всяком случае, армейцы показали себя командой с завидным потенциалом.

Вскоре после начала матча четкая, чуть ли не в одно касание разыгранная четырехходовка Минько – Бушманов – Карсаков – Сергеев едва не привела армейцев к успеху. После удара Сергеева, мяч, казалось, летит прямым, ходом в сетку, но в последний момент застревает у самой линии ворот. Армейцы бросаются на добивание, но шотландцы – тут следует отдать должное шотландцам (что значит опыт!) – отводят угрозу.

В эти первые минуты на трибунах творилось что-то невероятное. Вовсю горланили почти 6000 шотландских фантов, приехавших в Бохум на автобусах. Но остальная часть зрителей, а за игрой наблюдало около 20 000 болельщиков, активно болела за армейцев. И в этом хоре небывалой за рубежом поддержки российской команды выделялись зрители из числа военнослужащих Западной группы войск, приехавших в день игры сюда, в Бохум, аж на 26 автобусах. Столь массового мирного передвижения российских войск чуть ли не через всю Германию, здесь давно не видели. Не забыли наши военные захватить с собой, чтобы не было задержек в пути, даже свой бензозаправщик. Организовал эту благородную акцию главком ЗГВ генерал-полковник М.Бурлаков. Он даже направил в Бохум и сводный показательный оркестр нашей группы войск, который выступил перед зрителями до игры и в ее перерыве, вызвав восторг у трибун.

Обоюдоострая игра шла до 14-й минуты, когда несогласованность действия нашего вратаря и защитников привела к неожиданному голу. Гутеев неудачно вышел на один из очередных навесов шотландцев и к тому же еще неожиданно столкнулся с Фокиным. Мяч отскочил к Фергюсону, тот нанес удар. Гутеева никто не подстраховал, и мяч, задев Фокина, влетел в ворота. Этот гол стал единственным в матче, решив его судьбу.

Армейцы ответили серией атак и на этот раз были близки к успеху. Так, на 22-й минуте последовала отличная комбинация Минько – Бушманов – Карсаков. Заключительное соло Дмитрия с серией финтов закончилось, к сожалению, резким ударом выше ворот. Карсаков и Файзулин еще не раз имели реальную возможность поразить ворота соперников. Но… То мешала спешка, то в последний миг сбивался прицел… Да и шотландцы на подступах к своим воротам играли самоотверженно и жестко, не давая соперникам особо развернуться.

Матч заканчивался, как и начался, с прохода Сергеева. Однако, оказавшись в весьма выгодной позиции, Олег не стал бить с ходу, а попытался пройти еще вперед, стремясь улучшить позицию. Защитник оттеснил его влево, и, когда Сергеев решился все же на удар, угол поражения был уже не тот, да ко всему он еще угодил мячом защитнику в ногу.

На послематчевой конференции главные тренеры команд Вальтер Смит и Геннадий Костылев, не сговариваясь, отметили, что игра прошла в интересной спортивной борьбе со взаимными шансами. Оба наставника по-джентельменски отметили хорошую игру команд соперника.

А в заключение три интервью после матча.

Дмитрий Карсаков:

- Первый тайм нам удался. Благо, были силы. Жаль, не забил Олег Сергеев. Я даже поднял руки, считая, что будет гол – мячу ведь некуда было уже, казалось, деваться. Во втором тайме нам пришлось потяжелее. Силы были на исходе. Жаль, мы не использовали всех своих шансов.

Ильшат Файзулин:

- На мой взгляд, мы играли неплохо, куда лучше, чем в Бельгии. Создали немало голевых ситуаций. Но вот по части реализации… Тут нам еще работать и работать. Видимо сказался конец сезона. А так, мастерства играть у нас с шотландцами вполне достаточно. Жаль, что не все игроки в этом матче сыграли одинаково.

Денис Машкарин (он в матче не участвовал):

- Наши ребята играли с полной отдачей. Вопреки ожиданиям не уступали в борьбе с физически сильными шотландцами. Да и голевых моментов имели не меньше. К сожалению, из тех трех, что должны были привести к голу, не использовали ни одного. В этот вечер удача от нас отвернулась.

После игры

Геннадий Костылев: Наше время еще не пришло

В четверг утром портье отеля в Бохуме, где остановились армейцы, соединил «СЭ» с номером Геннадия Костылева.

- Извините, какие временем располагаете?

- Небольшим. Уже приехал автобус, на котором мы отправляемся в Берлин.

- Тогда в двух словах оцените встречу с «Рейнджерс».

- Возможно, кто-то ждал чуда, да и мы сами, конечно, на него рассчитывали, но … Иначе как случайно выиграть у шотландцев в середине декабря наша молодежь никак не могла. Как я и предполагал, трудно было противостоять силовому давлению соперника. Но в чем-то нам даже удалось преуспеть по сравнению с игрой против «Брюгге».

- Вы видели того соперника, на встречу с которым и рассчитывали?

- Мне никогда не был симпатичен британский футбол. И я знаю, что можно противопоставить прямолинейным шотландцем. Но для реализации моих идей необходимо располагать свежими игроками.

- Вчера у ваших ворот было куда меньше острых моментов, чем в бельгийском матче. Это значит, что персональные опекуны удачней действовали против форвардов «Рейнджерс»?

- Тяжелая задача стояла перед Фокиным – опекать рослого, мощного и великолепно играющего головой Хейтли. Кроме физических достоинств природа наделила его еще и бешеной скоростью. Фокина вчера он мял, как хотел. А ведь Сергей не относится к защитникам, не умеющим навязать силовую борьбу.

- Вы ничего не говорите о Маккойсте – лучшим снайпере «Рейнджерс» и всей Европы. Почему?

- На меня он не произвел впечатления. Считаю, что Малюков справился с его опекой.

- Вы обещали искать счастья у чужих ворот.

- И все сделали для этого. По крайней мере изначально. И выпустили на поле третьего форварда Корсакова, хотя вариантов было множество.

- Садырин после матча высказал претензии нападающим, которые постоянно отходили назад в поисках мяча. Вы тоже считаете, что они занимались своим делом?

- Когда долгое время не можешь получить мяч, волей-неволей отправишься его искать. Что поделаешь. Очень слабо играла средняя линии. Особенно разочаровали меня фланговые игроки – Гущин и Колотовкин. Ошибки в передачах следовали одна за другой.

- К Гущину и Колотовкину вы имеете претензии и по игре в обороне?

- Нет. Они полностью справились с крайними игроками шотландцев, сведя до минимума число фланговых навесов.

- Справились и с Михайличенко?

- Михайличенко сыграл надежно, но не более того. Изюминки в его действиях я не разглядел.

- В атаке ЦСКА сыграл чуть лучше, чем в Брюгге, но вновь не так, как умеет.

- И этот матч был не лучшим для Файзулина и уж, конечно, для Сергеева. Забей он гол на первой минуте – игра, уверен, была бы совсем другой. Возможно, мы бы и не пропустили столь быстрый гол.

- В котором можно винить…

- Никого конкретно.

- И даже Гутеева?

- По большому счету, на таком уровне он играл впервые. Не могу сказать, что безоговорочно доволен его действиями, но и откровенных претензий высказать не могу. В любом случае будем искать вратаря: первого, а может быть, дублера Гутеева. Потому что Захарчук к играм в большом футболе пока не готов.

- Как собираетесь использовать почти трехмесячный антракт в играх лиги чемпионов?

- Он не такой уж большой, как кажется. Для того чтобы восстановить силы после такого сезона, потребуется немало времени. Когда все отдохнут, начнем готовиться. Есть предложения участвовать в зимних турнирах. Ведь несмотря ни на что, о победителе «Барселоны» так быстро не забывают.

Следующим германским адресатом был главный редактор журнала KICKER Карл-Хайнц Хайманн.

- Довольны ли немцы тем, что взялись за проведение армейских матчей?

- Конечно. Жители Бохума хотели чем-то компенсировать моральный ущерб, нанесенный им сверхнеудачной игрой своей команды в первенстве Германии. Хорошо, что смогли опасть на матч почти две тысячи ваших болельщиков и пять тысяч шотландцев.

- Что можете сказать о ЦСКА?

- Первые минуты показали, что эта команда имеет вкус к хорошей игре. Но атем дала себя знать хроническая усталость.

- Наверное, кроме морального немцы получили и материальное удовлетворение?

- Возможно. По моим данным, клуб «Бохум» получил 15% от суммы билетных сборов. Не самые большие деньги, но тоже неплохо.